Е.Е. Сергеева, учитель ИЗО ГБОУ СОШ №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга 

Учебно-методическое пособие 
Учимся изображать человека, 
или 
Изображать человека - занимательное занятие!


Работая по программам разных авторов в изобразительном искусстве на протяжении многих лет, все время сталкивалась с необходимостью выполнять тематические композиции, где должен изображаться и человек в том числе. Но на знакомство и изучение пропорций фигуры человека практически не отводится учебного времени. А это сама по себе благодатная и занимательная тема для ребят. Ведь так они познают и себя самих. Да и уроки для них проходят нескучно. 

Задуматься о том, что все люди разные: молодые и старые, слабые и сильные, а красота может быть внешней и внутренней - это так важно! Как же заинтересовать наших детей и привлечь к такой сложной теме в изобразительном искусстве, как изображение человека?  Хочется приблизить ребят к познанию самих себя и научить создавать свои человеческие образы доступными и простыми способами.  

Мы знакомимся с различными материалами и изобразительными средствами, которые дают некоторую свободу и уверенность в изображении сложных вещей для маленьких и неокрепших рук наших детей. Так на протяжении многих лет рождались небольшие хитрости, которыми я хотела бы поделиться с вами, уважаемые коллеги.


Изобразительное искусство – это искусство ИЗОБРАЖАТЬ. Ребята поймут это, если научить их работать с разными материалами и разными инструментами. Если начать с замечательных наскальных рисунков, то можно рисовать даже палочкой на песке. Но мы живем в XXI веке, и все больше удивляемся, а часто восхищаемся современными работами художников, которые украшают наш город настенными граффити. Сколько всего неизведанного в изобразительном искусстве, сколько интересного! А главное – сколько возможностей в поисках материалов и инструментов. 

Взяв знакомые всем материалы, я попробовала использовать их в другом качестве. Многие мои коллеги тоже пробуют различные материалы и методы их использования на уроках изобразительного искусства. Но я усложнила задачу тем, что взяла для этого конкретную тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 

Совершенству нет предела, и кто-то, увидев мою работу, пойдет дальше. А значит цель моя будет достигнута.

Я поделюсь немногим из тех материалов и техник, которые применяю для изображения человека. На самом деле их гораздо больше.

Гуашь – работа от пятна. Учимся работать всей рукой: подушечками пальцев, костяшками, пальцами по отдельности. Разными частями ладошки, ребром руки. Достичь формы изображения человека, придав его телу некоторую динамику.
Дать почувствовать консистенцию гуаши, ее свойств и особенности, размазывая краску пальцами по бумаге, разминая ее пальчиками.
Производить различные преобразования с краской: разводить водой до прозрачного состояния, печатать с помощью картона, клише, кистью, на кальке и т.д.
Работать цветом и в монохроме. И кистью в том числе.
 


Пластилин – лепить рельеф, барельеф, горельеф, рисовать, размазывать, работать аппликацией. Передавать фактуру различными способами. Но при этом все время обращать внимание на пропорции.

Гелевая ручка – черного цвета. В последствии можно добавить цветные.




Мел – по цветному картону, бумаге. 



Сама по себе детская работа очень хороша своей самобытностью, и особенным видением мира. Но мне кажется, что она так и останется детской и не повзрослеет, если не помочь ребенку обратить более пристальное внимание на окружающий мир, и начать изучать его с самого себя. При этом искать более простые и доступные решения сложных задач изобразительной грамотности.

В чем состоят основные трудности достижения, поставленной цели и задач?
  1. Недоступность многих материалов из-за нехватки учебного времени на уроках.
  2. Недостаточность и несовершенство оснащения кабинета ИЗО техническими  средствами обучения.
  3. Разный уровень подготовки учащихся.
  4. Изображение человека – самая сложная тема для понимания.
  5. Часто низкая готовность учащихся к уроку (материалы и инструменты)

В чем состоит новизна этого методического пособия? 
Новизна заключается в том, что в этом пособии вы найдете простые приемы, при помощи которых можно достичь с ребятами прекрасных результатов в этой сложной теме, но которые практически не рассматриваются программой по предмету

Кроме того - в данном пособии я разместила небольшие  видеоматериалы - мастер-классы, которые можно просмотреть для понимания самого приёма или его использования, а при желании можно фрагментарно использовать и на уроках.

Я постаралась сделать по максимуму доступной и интересной работу над изображением человека, где требуются не только видение и понимание пропорций, но и простейшие анатомические знания. Ведь мы начинаем изображать человека с 3 класса, задолго до того, как ребята начинают изучать биологию и анатомию. Многие работы выполняются в материале без помощи кисти и карандаша, без предварительного рисунка. 

Я всегда следую принципу: все гениальное – просто! Именно поэтому предлагаю некоторые приемы изображения человека, которые сделают изучение этой темы более интересной, доступной для понимания и занимательной. 

Стараюсь, чтобы все работы, учебные и творческие, ребята доводили до логического конца в классе на уроке, а не дома, где они загружены домашними заданиями, а родители не могут им помочь и часто делают это как умеют сами. Поэтому я решила идти от обратного. Не – сначала рисунок, а потом работа в материале, а наоборот: сначала знакомство с особенностями данного материала, а изображение человека как один из примеров задания, которое мы берем для работы в данном материале. И попутно ребята знакомятся с пропорциями человека и особенностями его изображения. А также учатся передавать образ и характер человека. 

Я думаю, что этот материал будет интересен как учителям начальной школы, где изобразительное искусство ведут не специалисты, так и моим коллегам, учителям ИЗО. Ведь каждый из них – это новатор, творец, искатель нового.

Цель уроков по предлагаемой теме: Обучение культуре изображения человека.
Задачи:
  • Учить видеть и передавать пропорции в изображении человека, применяя самые неожиданные доступные способы.
  • Обучать реалистическому изображению человека через владение материалом с помощью различных изобразительных средств.
  • Учить понимать художественную терминологию.
  • Учить передавать статичность и динамику в изображении человека.
  • Развивать навыки работы от целого к частному.
  • Развивать умение сочетать различные методы выразительности для достижения эффекта.
  • Постепенно подготовить к более сложному, осмысленному изображению человека.
  • Воспитывать бережное отношение к человеку.
  • Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к истории культуры и художественному наследию своего народа.
Еще раз повторюсь, и сделаю на этом ударение, что сейчас и урок-то в школе называется не урок РИСОВАНИЯ, а урок ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. И на мой взгляд – это правильно. Потому что в общеобразовательной школе нет таких возможностей, как в художественной. Времени на выполнение задания отведено мало. Нет условий ставить постановки для рисования натюрмортов, рисовать человека с натуры. и т.д. Да и задачи в общеобразовательной школе стоят совершенно другие – в первую очередь развивающие. 

А что такое ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО? Это искусство изображать. Изображать, что угодно, на чем угодно и чем угодно. И вот тут для творчества нет границ. А для педагогов открываются огромные просторы для деятельности. Материалы всегда под рукой. Нет пастели, можно заменить мелом для доски. Нет угля из березовых веточек, я, например, использую таблетки активированного угля из аптеки. Вот именно поэтому я буду останавливаться на особенностях того с чем мы работаем на уроках и как это можно применить к нашей главной теме – человеку.

С совсем маленькими детьми – первоклассниками, я начинаю именно с красок. 

Очень люблю гуашь. Она яркая, густая, кроющая, выдерживает несколько слоев. Что значит кроющая, это значит, что можно наносить слой на слой и верхний полностью перекроет нижний. Но для этого нужно дать возможность нижнему слою подсохнуть. Это свойство гуаши помогает исправлять ошибки в работе. А дети всегда очень эмоционально реагируют, если рука в какой-то момент дрогнула и получилось не то, что ребенок хотел. 

Иногда забираю работу у плачущего ребенка и вместе с ним иду к крану с водой. На его глазах просто смываю неудавшуюся часть работы, оставляя то что ему нравится. Плюс этого действия в том, что краска смывается, а цвет остается. Перерисовывать не нужно. Нужно просто сделать несколько мазков, и работа заиграет, а слезы высохнут. Потом они уже сами просятся к крану с водой. Главное дать понять, что ВСЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ!!!

Чтобы дети почувствовали материал, начинаем работать руками, без предварительного рисунка и кисточки. Почему? Потому что карандашный рисунок они будут стирать и стирать резинкой. И он им будет нравится все меньше и меньше. И эти «муки творчества» будут продолжаться целый урок. А когда прозвенит звонок, работа останется не выполненной. Кисточка является проводником между автором и плоскостью. А хочется, чтобы контакт был непосредственный. Очень важно тактильное восприятие того с чем ребенок работает.  Только тогда он почувствует себя единым целым со своей работой. Отступает страх. Получится что-то все равно. Потому что всегда все можно изменить, исправить, приукрасить. Вот уж удовольствие, которое при этом испытывают дети, не передать словами. Нужно видеть их глаза – это восторг. По этому поводу написано много статей, и даже существует направление в искусстве, основанное на тактильности. Дома не все родители разрешают работать красками. А здесь можно прямо руками, и прямо из баночки…. Сложность состоит в том, чтобы потом перемыть 30 пар рук. И сделать это самой, чтобы отмывочный процесс был краткосрочным.


Это самое малое, что можно сказать о данном материале и некоторых хитростях по работе с ним. А что же человек? 

Человека мы начинаем изучать в 2-3 классе. Задолго до того, как ребята знакомятся с биологией и анатомией. В 3 классе я не заставляю их считать отрезки и откладывать, чтобы не отбить интерес к изображению. Как только они почувствуют, что игра закончилась, и началась рутина, результата не будет. Поэтому мы опять возвращаемся к гуаши и пятну. Первый рисунок человека может быть выполнен без кисти, только рукой. Ведь у нее так много возможностей. Это замечательный инструмент, не говоря о пользе в развитии мелкой моторики. Мы можем рисовать и подушечками пальцев, и бугорками на ладони, и ребром ладони, и костяшками на фалангах пальцев. Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики — это важный орган, который отвечает за мыслительную деятельность ребенка.

Тема работы «Зимние игры». Действующие герои конечно дети. Итак, начнем. Краску можно выкладывать на мелкую тарелочку для удобства. Макаем бугорок под большим пальцем на ладони, или подушечкой с противоположной стороны в краску (или наносим краску на руку кистью), и делаем отпечаток на бумаге. 

Итак, человек. Делаем отпечаток на бумаге. Это – туловище. Ноги делаем любым из пальцев, подбирая их по пропорциям. Вот тут мы и скажем что такое пропорция.
Пропорция (лат. proportio — соразмерность частей; определённое соотношение частей между собой).
В данном случае нас будут интересовать соотношение рук и ног ребенка между собой, головой, туловищем и ростом изображаемого человечка. 

Поэтому к уже отпечатанному туловищу подбираем пальчики для изображения рук и ног. Голову отпечатываем подушечкой любого подходящего пальчика. Если не хватает длины или объема отпечатка, можно допечатать, чтобы расширить или удлинить деталь. 


А дальше декорируем свое произведение. Самыми кончиками пальцев, осторожными касаниями, как будто играем на рояле, добавляем шарфики, помпончики, глазки, щечки, обувь и т.д. Некоторые вещи можно рисовать размазывая краску по бумаге. Просто приложить и провести руку по поверхности. Не забываем говорить и о динамике. Ведь зимние игры – это подвижное занятие. От желающих показать, как они кидают снежки, катаются на коньках и лыжах, не будет отбоя, потому что все дети непоседы. Осталось только направить взгляды всех остальных на положение туловища, рук и ног живой натуры. Для этой техники хорошо каждому ребенку иметь влажные салфетки, чтобы периодически вытирать свои красочные ручки.


Следующее упражнение которое я предлагаю вам для рисования человека с ребятами это примакивание. 
Сначала мы делаем это все той же рукой. – это пляшущие человечки. Нашим инструментом снова будут наши руки. Это упражнение можно делать уже во 2 классе.


 

Здесь мы немножко поговорим все-таки о пропорциях и будем считать. Но счет здесь совсем не скучный. Макаем подушечку указательного пальца в краску, или мажем его кисточкой. Затем прикладываем к бумаге полностью. Получился мазок – это голова. Это величина постоянная, значит и будем ею измерять все части туловища человека. 

Хорошо бы здесь вспомнить мультфильм «38 попугаев», когда длину удава измеряли ростом попугая. А мы будем измерять пальчиками. Кто-то быстрее поймет для чего мы это делаем. Первое задание всегда выполняю совместно с детьми. Я у доски, они на листах ватмана.  Когда учитель рисует, дети как бы проникаются процессом. И им все кажется не так сложно. Важно только обратить внимание детей, что отпечаток должен быть полным, а каждый последующий начинается точно там, где заканчивается предыдущий. Никакого расстояния между ними быть не должно. Когда отпечатываем подушечки пальчиков – считаем (голова в высоте фигуры откладывается 8 раз, в туловище – 3 раза, в руках и ногах по 4 раза).

Можно указать что в локтях и коленках руки и ноги сгибаются, а в плечевых суставах и тазобедренных опускаются и поднимаются. Этого будет достаточно на данном этапе знакомства с человеком.  Такое же задание мы делаем и кистью.


Можно сделать с ребятами и пляшущего человечка.


Надо отметить что без классической схемы человеческой фигуры не обойтись. И я знакомлю ребят с этим очень подробно. Разбираем каждую косточку. Опять же нам помогает в этом тактильное восприятие, потому что мы прощупываем на себе каждый суставчик, каждый бугорок. Сравниваем, анализируем. 

Можно показать презентацию, но считаю, что живой учительский рисунок способствует лучшему восприятию изобразительной грамоты. Даже как учитель исправляет свои ошибки в рисунке тоже важно. Для этого задания лучше взять листок в клетку. Откладывать отрезки проще, потому что глазомер у детей еще не очень развит. 

Кстати, эту идею мне подсказала моя 7 – летняя внучка. Я ей показала, как правильно рисовать лицо человека. Через некоторое время она снова ко мне приехала с серией портретов наших родственников, выполненных в тетрадке в клетку. Я спросила почему в клетку? На что она ответила: «Бабушка, как ты не понимаешь? Лицо у человека симметричное. Клеточку вправо, клеточку влево, две клеточки глаза, три клеточки - нос…»  У наших детей многому можно научиться. Вот поэтому я и выбрала листочек в клетку для подробного знакомства со строением и динамикой фигуры человека.

МК построение фигуры человека.

1234

5678

910

Конечно, такая работа строится с детьми постарше - 4-5 и даже 6 класс, но учитель всегда исходит из того, какие способности показывают ребята, вполне возможно такую работу проводить в начальной школе. 

На одном уроке можно разобрать только фигуру человека, изображенного в фас. После того, когда у всех учебный рисунок готов, а время еще есть, предлагаю ребятам аналогично построить еще человечков, кто сколько успеет, но уже с некоторой динамикой. Только уже на другом листочке. Можно просто отставить ногу в сторону, приподнять руку, сделать какое-то гимнастическое упражнение. Они с удовольствием этим занимаются. Только нужно сделать упор на то что важно не количество, а качество, и строгое соблюдение только что усвоенных пропорций.

На следующем уроке мы продолжаем знакомство с человеком, но уже изображение будет профильное. Здесь больше возможностей. Потому что теперь двигать фигуру человека будет гораздо интереснее.

МК фигуры человека в профиль

1234

56

Продолжаем рисовать человека в профиль на том же листочке, где мы первоначально знакомились с его пропорциями. 

Теперь мы не будем откладывать отрезки по клеточкам, а все размеры будем проецировать с первого изображения. Отметим только основные точки, на которые мы будем опираться. Верхнюю и нижнюю точки, определяющие рост человека. А также точка плечевого пояса, талии, бедер. Этого достаточно. Ведь рисуя человека в профиль, нам придется его двигать. Голова будет изображаться по-другому. Нужно наметить наклонную линию, которая будет осью симметрии головы, затем нарисовать овал такого же размера как на первом рисунке. Туловище тоже выглядит по-другому. 

Я показываю ребятам, почему так изображаем туловище. На скелете можно показать грудную клетку (ребра), изгиб позвоночника от 7 шейного позвонка до копчика и ягодицы. Все это мы находим и у себя. Когда я линией обвожу эти три составляющие, то получается некое изображение туловища. Ребята называют его "кабачок" – образно.  

А дальше находим плечевой сустав и проводим отрезок, равный половине руки (от плеча до локтя) и двигаем этот отрезок вокруг плеча на несколько градусов. Локоть поднимается. Мы изменили положение руки. Точка плечевого пояса в профиль видна только одна. Вторую руку мы сделаем аналогично первой, вокруг того же сустава. Все должно быть прозрачно. Тазобедренный сустав тоже виден только один. Поэтому ноги мы строим так же как руки. Ну теперь не составит труда достроить руки от локтя до запястья, и ноги от колена до ступни. 

Нужно обратить внимание ребят на то что коленный сустав прикрывает чашечка, мы ее тоже прощупываем руками у себя. И поэтому на изображении ноги в профиль там, где соединяются суставы будет квадратная скобочка, а при сгибании ноги, угла не будет. И на локтях углы сглаживаются. Нужно добавить какого размера делать стопу и кисть руки. Длина стопы ровна высоте головы, а длина кисти руки ровна высоте лица.

Следующий урок – это урок обобщения. Все что мы узнали, мы можем применить в действии. Рисуем человека в динамике. Конечно это будет профильное изображение. Очень наглядно это можно увидеть на спортивных фотографиях, когда фотограф запечатлевает многократное движение на одном кадре.
Я хочу сказать еще об одном материале, который очень люблю. Это гелевая ручка. Сначала ребята ее боятся. Боятся, что сделают ошибку и ее будет не исправить. Ведь говорят же, «что написано пером, то не вырубить топором» Но не в этом случае. Гелевой ручкой вначале рисунка можно работать слегка штрихами, «волосяной» линией, слегка касаясь бумаги. А потом постепенно наполнять и насыщать рисунок штрихами, линиями, тоном. Что-то - превратить в пятно, где-то увести в линию.


Гелевая ручка скользит, не цепляется за бумагу. И рука чувствует свободу. А ребята со временем привыкают обходиться без резинки. Тверже становится рука, смелее ложатся линии и штрихи.



Как заключительный урок этого цикла, когда мы учимся передавать максимальную динамику фигуре человека. И делаем это гелевой ручкой.

 

Для этого мы намечаем необходимые детали с пропорциями. Затем начинаем сообщать движение всем частям тела. Изгибаем торс. При этом говорим, что при сгибании вперед сокращаются мышцы живота, а мышцы спины растягиваются и наоборот. Ногам и рукам мы уже пробовали задавать движение, поэтому с этим нет трудностей.


12

Закрепить эту тему можно таким материалом как пластилин

Чем хороша эта техника? Тем что им можно рисовать как краской, смешивать как краску. Работа, опять же проходит на тактильном уровне. Можно попробовать барельеф. А можно выполнить работу аппликацией. Плюс в том, что когда фигура человека выкладывается из пластилина, можно руки, ноги, сравнивать, прикладывая друг к другу. И голову можно на время взять и приложить ко всем частям тела. А потом все это собрать как конструктор.


На этом фантазия не кончается. Можно придумывать различные способы и техники для лучшего восприятия нашими детьми такого сложного, но интереснейшего материала, как изучение человека. В качестве заключения хочу привести ещё одну технику, которая нравится детям - техника рисования мелом по цветной бумаге (картону). 


Поверхность бумаги (картона) должна быть тёмной и не глянцевой, а мел - мягким. После завершения работы изображение можно закрепить лаком для волос, чтобы оно сохранилось. Впрочем, как показывает практика, это можно и не делать.



 
Ребята быстро осваиваются с этой техникой, ведь рисовать мелом для многих - любимое дело весной - на асфальте. А уже какое удовольствие делать это на уроке да ещё и так необычно - на бумаге!
С какого класса начать знакомится с человеком? 
Каждый год я меняю свою тактику. Потому что дети год от года отличаются. Одни приходят, и с ними можно делать казалось бы невозможное. А с другими приходится свою тактику действий менять на ходу по несколько раз. Иногда ребенок очень медленно накапливает знания и опыт, но потом вдруг оказывается, что он не просто сидел на уроках. Он наблюдал за учителем, одноклассниками, слушал. И однажды где-то классе в 3-ем вдруг показывает замечательные результаты. Просто «каждому овощу – свой срок».

Я работала с разными по возрасту детьми. Человека изображать начинала всегда с 3 класса, но к серьезному рисунку приступала с 5 по 7 класс. Это самый благодатный возраст. Могу сказать, что многие темы я перенесла сейчас из средней школы в начальную. И дети справляются. Просто каждый раз пересматриваю методику при подготовке к уроку. Дети очень разные. Но сейчас и в 4 классе получаю хорошие результаты по этой теме.

Детей надо вовлекать в процесс творчества. Они, порой, сами подсказывают неожиданные решения. Чтобы научиться передавать в рисунке свои представления об окружающем мире, надо научиться видеть, замечать мелочи. Прислушиваться к себе, присматриваться к окружающим людям, миру, явлениям природы . Тогда появится тот запас, который поможет выражать свои мысли не только словами, но и с помощью изобразительных средств. 

Пробуйте, экспериментируйте. И результат не заставит вас ждать.

Список литературы:
Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей технике рисования. М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Барчаи Енё (профессор будапештской школы изобразительных искусств) Анатомия для художников. - изд. Корвина - Будапешт, 1973 г.

История развития художественного образования (зарубежная и русская школы): Учебно-методическое пособие /Cост. Г.А. Поровская – Великий Новгород: НовГУ, 2005.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение. 2006.

Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство часть 1 «Основы рисунка», учебник для учащихся 5-8 классов, Обнинск, Изд-во «Титул», 1996 г.

Соломенникова О.А. Радость творчества. М. Мозаика-синтез - 2005г.

Эдиссеонес П. Полный курс живописи и рисунка. Основы рисунка. - Издательская группа - Барселона, Испания, 1992 г.

     Словарь терминов:
Аппликация - (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.

Барельеф - (фр. bas-relief «низкий рельеф») — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма; если более — горельеф («высокий рельеф»).

Ватман – ватманская бумага (англ. Whatman paper), белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой. Отличается большой стойкостью к истиранию.

Графика -  вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. 

Гуашь – (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции.

Декорировать – придать красивый вид внешним убранством

Динамика – изображение объекта в движении.

Изобразительное искусство - (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Монохром – (греч. monochromos, от monos один, и chromos цвет). говорится о предметах одноцветных, о картинах, написанных одной краской.

Примакивание – это нетрадиционная техника рисования, которая заключается в том, чтобы делать отпечатки кистью, смоченной в краску.

Тактильное восприятие – осязательное восприятие,  к осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения).

Фактура - (от лат. factūra — обработка, строение) — характер поверхности объекта, его рельефность.

Художественные материалы – материалы для художественного творчества.

Комментарии